Публичный отчет за 2012 - 2013 учебный год
1. Общая характеристика.
МБДОУ Детский сад № 6 располагается в территориальном округе Майская горка. Функционирует с 1986 года. Лицензия на образовательную деятельность – серия РО № 045631, регистрационный номер 4989 от 18.05.2012 г. Срок действия лицензии – бессрочно. Тип образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида. Категория – вторая. Организационно-правовая форма – учреждение. Учредитель учреждения – муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска. Место расположения Учредителя: 163000, город Архангельск, пл. Ленина, д.5. Медицинское обслуживание детей в учреждении обеспечивают муниципальные органы здравоохранения (детская поликлиника № 2). Дошкольное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Установлен следующий режим работы групп общеразвивающей направленности: 12 часов (с 7.00 до 19.00).
2. Цели и задачи учреждения
Цель учреждения:
удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии в возрасте от полутора до 7 лет на уровне современных требований.
Основные задачи учреждения:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Типы и виды программ:
основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей.
Дошкольное учреждение реализует комплексную программу «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. СПб,
Вариативная часть строится на основе парциальных программ:
- А.И. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», ТЦ «Сфера». Москва,
- Н.Ф. Сорокина «Театр – Творчество – Дети»,
- Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». Владос, Москва,
Основные задачи на 2012 – 2013 учебный год:
1. Начать углубленную работу по созданию условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов в организации непосредственно образовательной деятельности.
2. Продолжить работу по предоставлению вариативных услуг населению в виде дополнительных образовательных услуг по приоритетным направлениям; Интернет-консультирования; социально-благотворительных мероприятий.
3. Совершенствовать работу по разработке и внедрению образовательных проектов, направленных на расширение взаимосвязи с социумом и развитию приоритетных направлений: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание образовательной деятельности в течение года позволило решить намеченные задачи, способствовало развитию приоритетных направлений и развитию учреждения в целом.
4. Доступность качества образования
4.1. Структура персонала ДОУ.
Административный состав:
- заведующий МБДОУ – Екатерина Алексеевна Елсакова;
- заместитель заведующего (учебно-воспитательная работа) – Марина Юрьевна Белых;
- заместитель заведующего (административно-хозяйственная работа) – Лидия Ивановна Миронова;
- главный бухгалтер – Лариса Викторовна Никифорова.
Педагогический состав:
- 23 воспитателя (1 вакансия); воспитатель по физической культуре; социальный педагог; учитель-логопед; воспитатель по театрализованной деятельности; воспитатель по изобразительной деятельности; 2 музыкальных руководителя.
Обслуживающий персонал (работники прачечной, пищеблока, младшие воспитатели, другой персонал) в течение года имелся в полном объеме.
4.2. Контингент воспитанников и охват дошкольным образованием
В 2012 году был укомплектовано 12 групп, из которых:
- 3 группы младшего дошкольного возраста (3-4 года);
- 3 группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
- 4 группы старшего возраста (5-6 лет);
- 2 группы подготовительного к школе возраста (6-7 лет).
Среднесписочный состав составил 272 ребенка, из которых мальчиков – 125 (46%), девочек – 144 (54%), фактическая посещаемость – 187.
Детей из полных семей – 227 (84%); из неполных семей – 42 (16%); из многодетных семей – 18 (7%); из малообеспеченных семей – 21 (8%); дети семей, находящиеся в социально-опасном положении – 1 (0,4%); дети из семей социального риска – 1 (0,4%).
По группам здоровья: 1 группа здоровья – 15 детей (5,5%), 2 группа здоровья – 231 ребенок (85%), 3 группа здоровья – 25 детей (9,2%), 4 группа здоровья – 1 ребенок (0,4%).
Таким образом, контингент воспитанников социально благополучный. Увеличилось количество детей с 1-й группой здоровья на 10 человек, основное количество детей со второй группой здоровья. Девочек больше мальчиков на 8%.
4.3. Вариативность предоставляемых образовательных услуг
Анализ деятельности за учебный год показывает достаточно высокий уровень развития дошкольного учреждения, создает достаточные условия для реализации конституционного права граждан на получение качественного и доступного образования. Однако остается проблема: укрепление материально-технической базы (недостаточно финансовых средств). Для решения проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях города были предоставлены дополнительные образовательные услуги: адаптационная группа «Вместе», для детей раннего возраста, не посещающих детский сад.
5. Административное управление
5.1. Обеспечение безопасности.
В дошкольном учреждении функционирует система пожарной безопасности, находящаяся на обслуживании общества с ограниченной ответственностью «Архангельское предприятие противопожарной автоматики». Учреждение находится под охраной «Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по муниципальному образованию «Город Архангельск» охраны. Круглосуточно обеспечивается дежурство сторожами и вахтерами. Чердачные помещения отсутствуют, свободного доступа на крышу и подвал нет.
5.2. Внутренний контроль за деятельностью образовательного учреждения
В дошкольном учреждении осуществлялись следующие виды контроля:
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью; контроль за выполнением принятых решений; текущий контроль, предупредительный, оперативный; тематический и комплексный контроль: «Интеграция в образовательной деятельности», «Проектная деятельность в ДОУ», «Дополнительные образовательные услуги в ДОУ», Мониторинг «Готовность детей 6-7 лет к обучению в школе».
Результаты контроля рассматривались на административных совещаниях, малых педагогических совещаниях и педагогических советах. Мероприятия по устранения замечаний выполнялись в намеченный срок.
5.3. Меры по развитию учреждения
Меры по развитию учреждения принимаются согласно «Программе развития учреждения на 2011 – 2013 уч. год»:
- мероприятия по охране и укреплению здоровья детей;
- создание условий для обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития детей; приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
- повышения качества образования;
- предоставление вариативных услуг семьям воспитанников;
- забота об эмоциональном благополучии детей;
- развитие творческого потенциала трудового коллектива;
- развитие и совершенствование материально-технической базы.
6. Оптимизация функционирования сайта учреждения
В целях обеспечения надлежащей информационной открытости образовательной деятельности для населения создан и активно развивается сайт учреждения.
Сайт учреждения функционирует с 11 января 2011 года. Ответственным за ведение сайта назначена заместитель заведующего Белых М.Ю. В течение учебного года были введены новые разделы: «Мир без коррупции», «Год детского чтения», «Год охраны окружающей среды», «Финансово-хозяйственная деятельность». Остальные разделы пополнялись и обновлялись по мере необходимости.
7. Результаты деятельности учреждения.
Освоение основной общеобразовательной программы согласно диагностике уровня развития детей – на 100%, качество (средний и высокий уровень развития детей) - 96%.
В дошкольном учреждении используются стабильно разнообразные формы проведения организованной образовательной деятельности с учетом разделов программ, имеющихся специалистов, индивидуальных особенностей детей, приоритетных направлений: «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Функционирует логопункт с осуществлением следующих функций: коррекция речи детей и консультативная помощь родителям и педагогам.
Таким образом, в дошкольном учреждении прослеживаются стабильные результаты образовательной деятельности. Учебный план составлен в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10», на основании комплексной программы «Детство» и реализации приоритетных направлений.
8.3. Социальная активность воспитанников.
Посещение учреждений социума:
- детская библиотека-филиал № 9; музеи города; музей «Малые Корелы»; театр кукол; ГИБДД; школа; экскурсии в парк и по микрорайону – ежеквартально.
Участие воспитанников и их семей в конкурсах и соревнованиях различного уровня
Воспитанники и семьи воспитанники участвовали в 17 конкурсах и соревнованиях разного уровня, всего участников 152 человека.
8.4. Результаты работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
1. Приказом № 100 от 28.08.2012 г. ответственным за изучение воспитанниками правил дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма назначена заместитель заведующего Белых Марина Юрьевна. В дошкольном учреждении разработаны и в наличии обязанности ответственного по изучению воспитанниками ПДД, утвержден план работы на 2012 – 2013 уч. год.
2. Все запланированные мероприятия в течение учебного года были выполнены.
8.5. Результаты деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
Ответственным за профилактику безнадзорности несовершеннолетних назначена социальный педагог – Юницына Александра Сергеевна. Работа проводилась согласно плану и выявленным проблемам. Тесное взаимосотрудничество с воспитателями групп способствовало продуктивной работе: своевременно выявлялись дети, составлялся план индивидуального сопровождения, проводились беседы и консультации с родителями.
9. Условия воспитания и эффективность использования ресурсов
9.1. Финансирование учреждения и эффективность финансово-хозяйственной деятельности
Доходы учреждения: |
2010 – 2011 гг. |
2011 – 2012 гг. |
2012 – 2013 гг. |
- Объем средств учреждения всего, в т.ч. |
100% |
100% |
100% |
- бюджетные средства; |
83,2% |
85,3% |
85,2% |
- внебюджетные средства, |
16,8% |
14,7% |
14,8% |
из них родительская плата. |
15,9% |
14,2% |
14,1% |
Расходы учреждения внебюджетных средств: |
|||
- питание; |
70% |
74,8% |
76,0% |
- текущий ремонт зданий и сооружений; |
16,8% |
0% |
2,4% |
- содержание помещений; |
0,2% |
0% |
1,4% |
- текущий ремонт оборудования; |
1,5% |
0,9% |
1,2% |
- приобретение оборудования; |
2,2% |
2,6% |
1,4% |
- противопожарные мероприятия; |
1,0% |
0% |
0,5% |
- прочие расходы, в т.ч. приобретение моющих средств, мягкого инвентаря и т.п. |
8,3% |
21,7% |
17,1% |
9.2. Условия воспитания и образования
Развивающая предметная среда дошкольного учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В ДОУ имеются:
- 12 групповых помещений, включающих игровую комнату, спальню, туалетную комнату, раздевалку, моечную;
- кабинеты: заведующего, методический, документоведа, заместителя заведующего (по административно-хозяйственной работе), главного бухгалтера, бухгалтерии, учителя-логопеда;
- медицинский блок (кабинет врача, 2 изолятора; процедурный кабинет);
- пищеблок; прачечная;
- залы: музыкальный, по декоративно-прикладному искусству, социального развития, комната по изучению правил дорожного движения, познавательного развития, физкультурный зал.
В дошкольном учреждении грамотно организована предметно-развивающая среда.
9.3. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
В течение года в дошкольном учреждении проводились следующие оздоровительные мероприятия:
- физкультурные занятия (2 в учреждении, 1 на улице в течение недели); гимнастики (утренняя, бодрящая, для глаз, пальчиковая, артикуляционная); физкультминутки (в течение занятий, между занятиями); физкультурно-оздоровительные досуги; массажи (точечный по Уманской, ушных раковин, стоп); закаливающие процедуры (полоскание рта прохладной водой, мытье рук по локоть прохладной водой, воздушные процедуры); специальные упражнения и игры на профилактику плоскостопия и сколиоза; с-витаминизация 3-го блюда; ионизация воздуха; «Неделя Здоровья»; активный двигательный режим на прогулке (подвижные игры, индивидуальная работа по закреплению основных вида движений) и в вечернее время.
Заболеваемость на 1000 составила 1900. Пропущено дней по болезни одним ребенком – 15. Всего случаев заболевания – 517, из них: скарлатина – 4, ветряная оспа – 2; краснуха – нет. Прочие ЖКТ – 12. Травма в дошкольном учреждении – одна, в быту (дома) – 6. Произошло увеличение детей, стоящих на диспансерном учете – 126, часто и длительно болеющих – 25.
Таким образом, работа по оздоровлению детей проводится систематически, приводит к положительным результатам, но требует дополнительных мер по организации оздоровления детей и профилактике травматизма. Необходимо усилить просветительскую работу по профилактике детского травматизма в домашних условиях.
9.4. Организация питания детей
В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание на основе 10-дневного меню. С января 2012 года дошкольное учреждение перешло на новое десятидневное меню. Между завтраком и обедом включен второй завтрак, состоящий из соков, фруктов или витаминизированных напитков. Нормы продуктов по основным продуктам (мясу, птице, рыбе, маслу сливочному, сахару, картофелю, крупам, макаронам) выполнены на 95-110%. Немного снижено выполнение натуральных норм по творогу и фруктам свежим (выполнение на 80 - 85%).
Таким образом, вопрос стоит на контроле для обеспечения детям полноценного сбалансированного питания.
9.5. Кадровый потенциал
Образовательный и квалификационный уровень педагогического и руководящего состава – высокий, основной состав со стажем работы более 10-20 лет, что обеспечивает высокий профессионализм педагогов на данном этапе, но вызывает обеспокоенность в перспективе (состав педагогических работников через 5-10 лет). Наблюдается увеличение педагогического состава со стажем работы до 5 лет, но в основном это педагоги без специального педагогического образования с обучением на курсах переквалификации. Педагогические кадры в основном стабильны, но наблюдается значительная текучесть кадров по окончанию учебного года в связи с декретным отпуском 2-х человек, увольнением 2-х человек в связи со сменой рода деятельности и выходом на пенсию. В целом кадровая политика в дошкольном учреждении способствует слаженной работе педагогического коллектива, повышению профессионального роста педагогов, развитию дошкольного учреждения в целом.
9.6. Создание профессиональной компетентной среды
Педагоги дошкольного учреждения активно распространяли передовой педагогический опыт: на муниципальном и региональном уровне по направлениям: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». В 2013 году дошкольное учреждение стало опорным учреждением по теме ««Методическое сопровождение педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию на основе культурно-исторического наследия русского Севера с использованием ресурсов музея «Малые Корелы».
10. Цель, приоритетные направления деятельности и задачи развития учреждения на 2013 – 2014 учебный год
Основные направления развития дошкольного учреждения в 2013 – 2014 учебном году являются:
оздоровление воспитанников (контроль качества питания, профилактическая работа по снижению заболеваемости, проведение профилактики травматизма в ДОУ и быту, проведение дополнительных мероприятий по оздоровлению детей и пропаганды здорового образа жизни в семьях воспитанников); реализация дополнительных образовательных услуг для населения; развитие проектной деятельности в образовательном процессе; повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов в организации непосредственно образовательной деятельности; развитие приоритетных направлений «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Для реализации проектной деятельности планируется продолжить работу на городском уровне (опорное учреждение) по распространению опыта, активизировать педагогов по использованию проектной деятельности в образовательном процессе. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов планируется провести цикл обучающих семинаров и открытых просмотров с использованием современных подходов в образовании совместно с АО ИППК РО (годичный семинар с открытыми просмотрами и анализом открытых просмотров по теме «Совместная деятельность детей и взрослых»).
Более подробную версию доклада можно посмотреть в печатном варианте в дошкольном учреждении.